МБОУ «РОДНИКОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»

  






Крымский республиканский конкурс для юных филологов «Диалог с классиком»

Эссе «Человек на войне» (по повести В. Быкова «Сотников» и художественному фильму Л. Шепитько «Восхождение»)

 

 

 

                                                Да, физические силы человека                        

                                    ограничены в своих возможностях, но 

                                                 кто определит  возможности его духа?

                                                                           В. Быков «Сотников»

 

                                 Здравствуйте,  уважаемый Василий Владимирович!

 

          Несколько дней назад посмотрел с родителями художественный фильм Ларисы Шепитько «Восхождение», который потряс меня до глубины души. Потом узнал о том, что работа Л. Шепитько – экранизация Вашей повести, и отправился в библиотеку. В тот день еле дождался, когда закончатся учебные занятия в школе. Вернувшись домой, с нетерпением открыл первую страницу старенького сборника с Вашей фотографией на обложке. На одном дыхании прочитал произведение и долго не мог избавиться от ощущения, что я – непосредственный участник описанных Вами событий.

         Знаете, Василий Владимирович, что больше всего меня удивило и поразило  в повести? Сокрушающая сила обстоятельств. Ведь самый главный вопрос Вашего произведения, на мой взгляд, заключается в том,  на что  способен человек, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно. Перед героями  (удачливым партизаном Рыбаком и бывшим учителем Сотниковым) стоял трагический выбор: жизнь, купленная ценой нравственного падения, или смерть, в которой остаешься человеком. Оказалось, что в безысходной ситуации Сотников и Рыбак показали свои истинные лица: один совершил подвиг, другой стал предателем.

         Хочу поблагодарить Вас за то, что дали согласие на экранизацию Вашего произведения.   Фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько, на мой взгляд,  стал любопытным  примером  превращения   повести «Сотников» в притчу почти символического характера. Ваше литературное произведение как будто иносказательная парабола, где военная ситуация - метафорический повод для исследования драмы человека, переступившего незримую черту между нравственным и безнравственным, духовным и бездуховным. Компромисс, вполне возможный в других условиях, оказался непоправимой ошибкой, за которую уже нельзя было ничем расплатиться, даже собственной жизнью. Потеря  «нравственного слуха» привела человека к предательству. Но эту историю словно осветила судьба Сотникова, способного поверять каждую жизненную ситуацию мерой духовности и потому остающегося стойким наперекор всему.

           Фильм можно назвать обжигающей философской притчей, сталкивающей высокое духовное начало человека с его понятным стремлением сохранить тело как вместилище духа. Мучительное противоречие. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства – вот главные проблемы, которые раскрывает Лариса Шепитько на примере этих образов.Эти же проблемы мы видим и в Вашей замечательной повести.

          Думаю, Вы согласитесь со мной, в  художественном фильме по сравнению с повестью, несомненно, смещены акценты. Прозрачные библейские аллюзии способствовали более определённой характеристике Сотникова и Рыбака, разведению их на разные полюса человеческой нравственности. Частная история стала намекать на что-то большее, выходящее далеко за её пределы в пространство культурных и общечеловеческих архетипов. В результате получилась в какой-то степени философская притча о восхождении человека на высоты собственного Духа, о способности человека быть человеком в самых нечеловеческих условиях. В этом – отличительная особенность фильма. 

            Мне кажется, Вы, называя повесть «Сотников» в соответствии с советской казуистикой, всё-таки главным героем считали Рыбака и описывали, по Вашему собственному признанию, «трагедию человека, заплутавшего на войне», который пытался выжить во что бы то ни стало, но не заметил, как перешёл опасную грань. Талантливый советский режиссер Лариса  Шепитько, напротив, сняла фильм об акте самопожертвования и передаче эстафеты будущему поколению, тому «мальчику в будёновке», который «со слезами на глазах» воспринимал героическую смерть Сотникова и тех, кто, к несчастью, оказался с ним в одном хуторском сарае.

            В любом случае я очень благодарен Вам и за повесть, рассказывающую о судьбах людей в страшное военное лихолетье, и за согласие на экранизацию произведения. Повесть «Сотников» и художественный фильм «Восхождение» - яркий пример того, как два произведения искусства гармонично дополняют друг друга и помогают воспитывать в людях лучшие нравственные качества.

 

 

 

Шевченко Иван, ученик 8-А класса Симферопольской РГА в Республике Крым
Руководитель – учитель русского языка и литературы Бондарчук Анжелина Витальевна